Автор: Марина Скубицкая
портал «Finam.info» от 20.05.2010 г.
Ипотечный рынок оживился настолько, что персонал банков перестает справляться с наплывом посетителей. Результатом становятся сложности у самих заемщиков, которые не всегда в срок могут оформить необходимые документы.
Специалисты компании «ИПОТЕК. РУ» отмечают, что за последний месяц участились случаи необоснованных отказов или затягивания оформления ипотечных кредитов. Например, при оформлении кредита под залог квартиры в Подмосковье, в одном из банков с клиентов стали требовать справки об отсутствии задолженности за электроэнергию.
Учитывая, что соответствующую «бумагу» можно взять только в определенные дни, получение кредита затянулось на несколько дней. А от организации, выдавшей справку об отсутствии задолженностей за электроэнергию, в свою очередь, потребовали документального подтверждения, что эта организация имеет право выдавать подобные справки.
Получение дополнительных документов, не нужных для сделки, заставляет заемщиков либо «добывать» требуемые банком документы (что отнимает дополнительное время), либо отказываться от получения кредита. Таким образом, не имея возможности «обслужить» всех желающих, банки выбирают наиболее выгодных и беспроблемных клиентов, создавая для других некие искусственные препоны.
Подобная ситуация, не является глобальной «заградительной» политикой руководства банков, — считают специалисты «ИПОТЕК.РУ». Это – следствие серьезного роста спроса на ипотеку в тех банках, где наиболее выгодные условия кредитования. Соответствующие отделы банков, численность которых вот уже второй год явно не рассчитана на «паломничество» желающих взять кредит, оказались буквально завалены работой.
«В первые месяцы кризиса количество желающих взять ипотечный кредит стремительно приближалось к нулю, да и банки не особенно жаждали заниматься кредитованием граждан под залог недвижимости. Поэтому большинство соответствующих подразделений в финансовых структурах было если не ликвидировано, то сокращено до минимума, — говорит генеральный директор «ИПОТЕК. РУ» Дмитрий Овсянников. – В течение всего 2009 года, несмотря на постепенное снижение кредитных ставок и смягчение других условий, ипотечный рынок не спешил оживать. Соответственно – повода расширять штаты не было. И вот сейчас, когда «количество перешло в качество», в банках чувствуется недостаток квалифицированных кадров, занимающихся выдачей ипотечных кредитов. Кто-то, возможно, посчитает, что поведение банков напоминает предкризисное, когда банки также требовали от заемщиков предоставления различных ненужных для сделки документов. Однако, разница с предкризисным поведением банков — существенная: перед кризисом специалисты по кредитованию не задерживались на работе во вне рабочее время, сейчас же специалистов кредитных отделов банков можно застать на работе с 8 утра и до 21:00, а иногда и до 22:00. Думаю, сейчас со стороны банков будут предприняты определенные шаги, и ситуация в скором времени нормализуется. Скорее всего, организации, предоставляющие наилучшие условия кредитования, пойдут одновременно двумя путями. С одной стороны, увеличат штат сотрудников кредитных отделов, с другой — немного увеличат ставки, чтобы снизить поток желающих».